Позвони прямо сейчас:
8-912-205-7777
На главную

"Распечатай купон - получи скидку"!!!

При посещении нашего сайта не забудьте распечатать наш фирменный купон!
Ведь именно с ним Вы сможете получить скидку в размере 3% при заказе работы в ИЦ Ботаник!

#1776 организация внеклассной работы учащихся по технологии

Заказать эту работу

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ 7
1.1. , принципы и формы внеклассной работы 7
1.2. Методика организации внеклассной работы по технологии 18
1.3. Внеклассная работа по технологии как условие развития
творческих способностей учащихся 25
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ 48
2.1. Организация опытно-поисковой работы по проверке
эффективности внеклассной работы по технологии в МОУ «Усть-
Салдинская средняя общеобразовательная школа» 48
2.2. Результаты эффективности внеклассной работы по технологии в
МОУ «Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа» 50
Выводы по второй главе 60
ГЛАВА 3.РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ «ПАСХА» 62
3.1. Обоснование выбора темы творческого проекта 62
3.2. Разработка творческого проекта 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 79

Введение



В связи с быстрым развитием науки и внедрением все новых технологий быстро меняются квалификационные требования, жизненный срок профессий сокращается и квалификацию (или профессию) надо менять несколько раз в течение трудовой жизни. Отсюда вытекает необходимость широкой допрофессиональной подготовки, которая включает следующие цели обучения: «научить учиться, активизировать инициативность и предприимчивость, развить способности к решению проблем, творческое мышление, готовность к переменам и действиям, упорство и ответственность» [2, с. 246].
Обеспечить достижение этих целей призвана образовательная область «Технология». Государственный образовательный стандарт так определяет главную цель этого учебного предмета – «подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями в условиях рыночной экономики» [2, с. 247]. При достижении этой цели должна быть обеспечена практическая направленность обучения, т.е. необходимо «учить качественному труду по созданию потребительской продукции и услуг с учетом требований дизайна, экономики и экологии, расширить политехнический кругозор учащихся, способствовать развитию их творческих способностей, помочь их профессиональному самоопределению» [4, с. 78].
Потребность совершенствования школьного образования в рамках программы по его модернизации до 2010 г. обусловили интенсивное изучение проблем, связанных с качеством образовательного процесса, развитием творческих способностей школьников, поиском путей формирования мотивов учения. Изучение данных проблем актуализирует вопросы, связанные с организацией внеклассной работы в школе и по отдельным дисциплинам.
Актуальность изучения проблемы организации внеклассной работы в настоящее время обусловлена тем, что этот вид учебной деятельности органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся в школе, учителя уделяют ей большое внимание, поскольку внеклассная работа способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к предмету, повышению уровня их практических умений и навыков, расширению кругозора, развитию интеллектуальных и творческих способностей, формированию самостоятельности и т.д..
Опыт свидетельствует, что организация разных форм внеклассных мероприятий вызывает у учителей определенные трудности. Это в полной мере относится учителям технологии, хотя каждый из них понимает, что внеклассная работа дает широкие возможности учителю в формировании у школьников интереса к знаниям по технологии, к самостоятельной проектировочной, изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому и художественному творчеству. Именно во внеклассной работе можно успешно культивировать у обучающихся те качества, которые являются неотъемлемыми чертами творческой личности – это трудолюбие, целеустремленность, добросовестность, умение работать в коллективе, творческая смекалка и т.д. Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы по технологии, как олимпиады, выставки, конкурсы профессионального мастерства, обзоры достижений науки, защита творческих проектов и т.д.
Проблема внеклассной работы в психолого-педагогической литературе изучается давно. В.А. Сухомлинский, например, писал, что «школа становится очагом духовной жизни … и замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков» [35, с.34].
Изучению внеклассной работе в школе посвящены исследования таких известных отечественных ученых, психологов и педагогов, как Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.И.Кругликова, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина, Н.Е. Щурковой, и др. Проблемы организации внеклассной работы по технологии рассматриваются в работах Э.Д. Днепрова и А.Г. Аркадьева, А.В.Марченко, Н.Ф. Бабиной, Т.И. Еременко, Т.Н. Калечиц, З.А. Литовой, В.Н. Черняковой и др. Общая направленность работ данных исследователей заключается в изучении резервов различных форм внеклассной работы в школе. Авторы едины во мнении, что внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, положительно воздействует на процесс его социализации. Однако недостаточно изученной остается проблема методики организации внеклассной работы по технологии, осуществляемая с целью развития творческих способностей обучающихся.
Проблема заключается в выявлении принципов, содержания и форм внеклассной работы по технологии, которые бы способствовали развитию творческих способностей учащихся.
Актуальность выбранной темы определяется разрешением следующего противоречия: между необходимостью технологической подготовки учащихся к широкому спектру решения творческих задач и недостаточным методическим обеспечением занятий по внеклассной работе.
Цель исследования – теоретическое и практическое обоснование и проверка эффективности методики организации внеклассной работы по технологии в процессе развития творческих способностей учащихся.
Объект исследования – процесс внеклассной работы по технологии.
Предмет исследования – методика организации внеклассной работы по формированию и развитию творческих способностей учащихся.
Гипотеза исследования: эффективность развития творческих способностей учащихся может быть повышена при реализации специально организованной системы внеклассной работы по технологии.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеклассной работы по технологии.
2. Разработать методику организации внеклассной работы в процессе формирования творческих способностей учащихся средствами предмета «Технология».
3. Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности предложенной методики.
4. Подвести итоги по результатам формирования творческих способностей учащихся на внеклассных занятиях по теме «Кулинария».
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использовать в своей практической деятельности по организации внеклассных мероприятий заместители руководителя школ, учителя-методисты, учителя технологии. Важно, чтобы при этом каждый из педагогов по-настоящему был заинтересован в результатах своего труда и стремился к творчеству, опираясь на практические советы и рекомендации по созданию условий, направленных на повышение эффективности системы внеклассной работы с учащимися.

Литература



Нормативные документы
1. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 585/11 от 12.04.2000г. «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология» // Вестник образования, № 6, 2000. – С. 38-39.
2. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4 классы. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
4. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
5. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт.-сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. – М.: Вентана-Графф, 2002.
Учебно-методическая литература
6. Бабина Н.Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда // Школа и производство, 2005, № 1. – С. 45-50.
7. Баранов С.П. Принципы обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997.
9. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Ч. 2 / Под ред. П.Р. Атутова. – М.: ИОСО РАО, 2001.
10. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. – М.: Просвещение, 2002.
11. Еременко Т.И. Рукоделие. – М.: Легпромбытиздат, 2001.
12. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
13. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Издат.центр «Академия», 2004.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
15. Иляева Л.М. Дидактические условия обучения учащихся 5-7 классов выполнению творческих проектов в образовательной области «Технология»: Дисс. ... канд. пед. наук. – Брянск, 1996.
16. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: «Просвещение», 1999.
17. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. 2004.– № 2. – С. 28-31.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издат.центр «Академия», 2005.
19. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
20. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. – М.: Народное образование, 1999.
21. Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения. – М.: Академия АПК и ПРО, 2000.
22. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок: Учебное пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель». 2005.
23. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
24. Литова З. А. Внеклассная работа по технологии // Школа и производство. – 2000. – №6. – С. 23–24.
25. Литова З. А. Как строить работу кружка // Школа и производство. – 2001. – №1. – С. 57–59.
26. Литова З.А. Творческие проекты в школе // Школа, 2003, № 1. – С. 45-49.
27. Найда Н. Е. Неделя труда в школе // Школа и производство. – 2005. – №6. – С. 63–75.
28. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
29. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 1995.
30. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2002.
31. Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. с франц. – Т., Изд-во литературы и искусства им. Г.Гуляма, 1992.
32. Рослякова Т.А. Энциклопедия домашнего шитья. – Ростов-на-Дону, 1996.
33. Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки. – М.: Просвещение, 2001.
34. Симоненко В.Д. и др. Технологическое образование школьников. – Брянск: Издательство БГПУ, 2001.
35. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Просвещение, 1995.
36. Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2002.
37. Шацкий С.Т. Собр.соч. в 4-х тт. Т. 1. – М.: Просвещение, 1983.
38. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М.: Издат.центр «Академия», 2000.
39. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 17-20.
40. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Искусство, 1971.
41. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников // Вопросы психологии. – 2003. – № 2.